B2b: Правовые аспекты процедуры банкротства в России

В секции конференций МТ не было ни репортажей, ни редакции"Moscow Times" Некоторые из них вступят в силу в 2014 году Одной из наиболее заметных тенденций российского законодательства о банкротстве является повышение прозрачности процедур, применяемых в делах о несостоятельностиНаиболее существенные изменения в этом отношении внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 года 189-ФЗ. С 1 апреля 2011 года действует электронный Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (UFRBI).

Первоначально информация, внесенная в этот реестр, касалась главным образом процедур, применяемых в делах о банкротстве в отношении должников, назначаемых судом управляющих и продаваемого на торгах имущества.

С 1 июля 2014 года в УФРБИ будет также вводиться информация: о сумме расходов, понесенных при осуществлении соответствующей процедуры по делу о банкротстве, в том числе о плате, уплаченной администратору, и плате, уплаченной любым лицам, привлеченным таким администратором балансовая стоимость имущества должников, о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, о сумме требований кредиторов и сроках, на которые запланированы собрания кредиторов.

С тех пор как в 2013 году УФРБИ вошел в Единый федеральный реестр сделок с юридическими лицами, стало очевидно, насколько проще будет любым заинтересованным лицам получить доступ к информации о должниках-банкротах.

Еще одним важным событием в российском законодательстве о банкротстве является включение в Федеральный закон"о несостоятельности (банкротстве)"положений, регулирующих вопросы несостоятельности отдельных категорий должников. В прошлом году существенные изменения коснулись банкротства застройщиков (т е.

лиц, привлекающих средства и имущество от инвестировавших в строительство), негосударственных пенсионных фондов, сельскохозяйственных компаний и фермерских хозяйств. Закон о банкротстве включает отдельный раздел, регулирующий банкротство транспортных средств специального назначения и ипотечных агентов. Следует отметить, что определение транспортного средства специального назначения, т. финансового средства специального назначения или транспортного средства специального назначения для проектного финансирования, появится только с 1 июля 2014 года, когда вступят в силу соответствующие поправки в Федеральный закон"О рынке ценных бумаг". Специализированное финансовое средство определяется как юридическое лицо, стремящееся приобрести имущественные права требования по кредиту договоры, договоры займа и иные обязательства, приобретают имущество, относящееся к приобретенным денежным требованиям, в том числе по договорам лизинга и аренды, и выпускают долговые обязательства, обеспеченные залогом денежных требований. Деятельность специального транспортного средства, занимающегося проектным финансированием, направлена на финансирование долгосрочного (не менее трех лет) инвестиционного проекта.

Экономическая ситуация на рынке привела к увеличению числа финансовых учреждений, которые являются неплатежеспособными.

Это обусловило необходимость внесения поправок в законодательство о несостоятельности в отношении этой категории предприятий. Например, законодатели предоставили право оспаривать сделки финансовых организаций временной администрации. Это остается в силе до тех пор, пока дело о банкротстве не будет передано в суд. Во-первых, цель состоит в том, чтобы обеспечить более оперативное возвращение активов после их незаконного вывода из банка и обеспечить удовлетворение требований кредиторов. Если банкам разрешено привлекать депозиты у людей, ставших неплатежеспособными, это обычно вызывает значительное общественное негодование. В целях повышения гарантий наименее защищенным лицам, пострадавшим от банкротства банков, Федеральным законом"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"в настоящее время из перечня вкладов, не подлежащих страхованию от банкротства банков, исключены вклады индивидуальных предпринимателей в процессе предпринимательской деятельности. Кроме того, поскольку на государственную корпорацию"Агентство по страхованию вкладов"возложены функции получателя по отношению к банку, привлекающему вклады физических лиц, указанный Федеральный закон был дополнен новыми нормативными актами, направленными на укрепление статуса и обеспечение выполнения дополнительных функций агентства. К ним относится его участие в производстве по делу о несостоятельности негосударственных пенсионных фондов. Важным инструментом является привлечение к ответственности лиц, контролирующих должника, по обязательствам таких должников для восстановления нарушенных прав кредиторов.

В последние годы правовое регулирование данного института, а также правоприменительная практика продвинулись в сторону увеличения оснований, по которым лицо может быть привлечено к ответственности, если его действия или бездействие привели к банкротству должника, и создания дополнительных механизмов для этого.

В 2013 году в Федеральный закон"о несостоятельности (банкротстве)"были внесены изменения, предусматривающие введение срока давности для подачи заявления о привлечении лица к ответственности по определенным основаниям. Кроме того, были подробно изложены способы привлечения к ответственности лиц, контролирующих негосударственные пенсионные фонды. Указанные тенденции и изменения в российском законодательстве о банкротстве представляются наиболее значимыми.

Они указывают на то, что законодательство продолжает развиваться и становится более благоприятным для кредиторов.