Реформа российского арбитража: ключевые изменения-арбитражные записки

С 1 сентября 2016 года в России вступили в силу следующие федеральные законы: Федеральный закон"Об арбитраже (арбитражном процессе) в Российской Федерации"и Федеральный закон"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые внесли ряд изменений, в частности, в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и закон"О Международном коммерческом арбитраже"(далее-законы)

В результате этих законов в российском арбитражном регулировании произошли существенные изменения.

Реформы были инициирован в 2013 году по поручению Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в целях развития российского арбитражного законодательства. Две из основных целей реформ заключались в том, чтобы: в законы было внесено много существенных поправок, большинство из которых можно отнести к следующим двум категориям: (1) Управление арбитражным разбирательством и (2) арбитражный процесс. Данное обновление касается наиболее существенных изменений. Законы ввели новый термин"постоянный Арбитражный институт"(институт, который осуществляет арбитраж на постоянной основе, в отличие от специальных арбитражей). Согласно законодательству, арбитражные суды, учрежденные на основании постоянных арбитражных инструкций, будут пользоваться рядом преимуществ по сравнению со специальными арбитражными судами. В частности, (i) корпоративные споры могут передаваться только в арбитраж, управляемый постоянными арбитражными инструкциями, и (2) стороны специальных арбитражных соглашений не смогут договориться о окончательный характер решения (в силу того, что оно не может быть оспорено в государственных судах). Иностранные арбитражные учреждения также обязаны получить одобрение Правительства РФ, если они хотят управлять спорами, находящимися в России, или корпоративными спорами в отношении российских компаний (независимо от того, находится ли место в России). Для этого они должны быть признаны только на международном уровне. В законодательстве предпринимается попытка унифицировать правила, касающиеся местных и международных арбитражных соглашений, различными способами. Они также вносят ряд существенных изменений в форму и содержание арбитражного соглашения. Что касается внутренних споров, то законодательство не изменяет определения арбитражного внутреннего спора: любой внутренний гражданско-правовой спор является арбитражным, если иное не предусмотрено законом. В то же время, Что касается трансграничных споров, законы изменяют сферу споров, которые могут быть предметом международных коммерческий арбитраж.

Это может быть любой гражданско-правовой спор, возникающий из внешней торговли, который имеет хотя бы одну из следующих характеристик: до вступления законов в силу не существовало единых правил в отношении арбитражности не арбитражность некоторых видов споров.

Это привело к возникновению в ряде случаев сомнений относительно того, подлежит ли тот или иной конкретный спор арбитражному разбирательству.

Теперь законы устраняют такую двусмысленность: теперь в них четко прописано общее правило о том, что корпоративные споры являются арбитражными, с учетом определенных исключений и требований. Короче говоря, корпоративные споры можно разделить на три группы: во-первых, споры, которые (1) должны рассматриваться постоянными арбитражными учреждениями (2) имеют место в России (3) могут рассматриваться в соответствии со специальными корпоративными правилами процедуры, которые должны быть приняты такими учреждениями и (4) подлежат арбитражному соглашению между самим юридическим лицом, всеми участниками-акционерами и другими сторонами, которые должны быть ответчиками-истцами. К таким спорам относятся споры, возникающие из: второй подгруппы, единственным требованием к которой является рассмотрение постоянным арбитражным учреждением: примечательно, что арбитражное соглашение в отношении арбитражного корпоративного спора может быть заключено только после 1 февраля 2017 года.

Те из них, которые были заключены до этой даты, в соответствии с законодательством считаются неработоспособными.

Неясно, применяется ли это положение к арбитражным соглашениям, заключенным до вступления в силу законов (1 сентября 2016 г.). В любом случае это положение увеличивает риск того, что российские государственные суды сочтут любое решение по корпоративному спору, вынесенное в соответствии с таким положением, неисполнимым. Законодательство наделяет российские государственные суды полномочиями по оказанию содействия в осуществлении арбитражного надзора. В частности, компетентный государственный суд (т. суд, расположенный в месте арбитража) в настоящее время уполномочен оказывать содействие в надзоре за арбитражным процессом при определенных условиях следующими способами: арбитражное разбирательство, проводимое постоянным арбитражным учреждением, может исключать эти полномочия по прямому соглашению (такая возможность не предоставляется сторонам специальных арбитражных соглашений). Однако этого будет недостаточно для того, чтобы такое прямое соглашение было просто включено в регламент соответствующего постоянного арбитражного учреждения. Вместо этого он должен быть в самом соглашении об арбитражной оговорке. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с партнером Владимиром Мельниковым, партнером Иваном Теселкиным или вашим обычным контактным лицом Herbert Smith Freehills. Статьи, опубликованные на этом веб-сайте, актуальны на даты публикации, указанные выше, только для справочных целей. Они не являются юридической консультацией и не должны использоваться как таковые. Конкретные юридические консультации о ваших конкретных обстоятельствах всегда следует запрашивать отдельно, прежде чем предпринимать какие-либо действия.