Россия: выбор правильной защиты-World Trademark Review

Торговый костюм в России может быть защищен как товарный знак или промышленный образец, а во многих случаях и как то и другоеВопрос о том, какая форма защиты является предпочтительной, должен быть тщательно рассмотрен в Гражданском кодексе, а также в других нормативных положениях или официальных руководящих принципах, содержащих конкретное определение торговой одежды. В практике ИС термин широко используется для обозначения внешнего вида продукции - то есть ее упаковки и других элементов, используемых для продвижения продукта, где они способны обозначить его происхождение. Практика ИС предполагает, что торговую форму следует толковать в широком смысле как юридический термин, включающий в себя этикетку продукта, дизайн продукта и его упаковки, а также внутреннее и внешнее оформление мест продажи. Можно сказать, что торговая форма функционирует как средство индивидуализации и поэтому должна пользоваться защитой в соответствии с гражданским законодательством. В России внешний вид продукции или упаковки, включая этикетки, может быть защищен как товарный знак или промышленный образец. Обе формы защиты имеют свои особенности, и от того, была ли выбрана правильная форма, зависит, насколько хорошо выполняются функции защиты. Статья 1352 Гражданского кодекса гласит, что промышленный образец определяет внешний вид промышленного или ремесленного изделия. Статья 1477 определяет товарный знак как знак, используемый в торговле для отличия товаров и услуг одного предприятия от товаров и услуг других предприятий. Хотя и то и другое может выполнять сходные функции, не все обозначения могут пользоваться обеими формами защиты. Наиболее распространенными примерами обозначений, которые могут извлекать выгоду из охраны товарного знака, но не патентной охраны, поскольку промышленные образцы являются обозначениями слов и устройств, которые не применяются к продуктам. Аналогично, не все обозначения, отвечающие требованиям промышленного образца, могут получить охрану товарного знака. Например, Гражданский кодекс прямо запрещает регистрацию товарных знаков, которые являются реалистичными представлениями продукции - такие обозначения могут быть защищены только как промышленные образцы.

Согласно российской практике, наиболее типичными примерами объектов торговой одежды, которые могут пользоваться защитой в качестве товарных знаков, являются этикетки товаров торговой одежды, формы товаров торговой одежды и контейнеры для товаров торговой одежды - все традиционные средства индивидуализации.

Вместе с тем, в последнее время наблюдается тенденция регистрации правообладателями нетрадиционных товарных знаков в целях защиты товарного вида, что имеет некоторые заметные успехи. Крупнейший банк России, Сбербанк, получил защиту для своей торговой одежды, зарегистрировав оттенок зеленого (Российская Регистрация 556088), покрывающий банковские услуги в классе 36.

Еще один пример-All Saints Retail Limited, Великобритания, которой удалось защитить дизайн интерьера своих магазинов путем регистрации представительства швейных машин, размещенных в витрине магазина (Российская Регистрация 447940), охватывающих Розничные услуги.

Первый случай уникален, так как в соответствии с существующей российской практикой ИС одиночные цветные знаки не считаются отличительными по своей сути.единственный способ их регистрации-это доказать, что знак приобрел необходимую отличительность путем широкого и широкого использования на российском рынке до даты приоритета. Согласно общедоступным официальным источникам, второй случай не встретил официальных возражений во время экспертизы и успешно прошел регистрацию.

Это говорит о том, что такие обозначения в принципе могут пользоваться защитой по российскому законодательству.

Еще один интересный случай, в котором внешний вид части изделия был успешно защищен как нетрадиционный товарный знак, связан с регистрацией товарного знака позиции международной регистрации 1031242 от имени Christian LOUBOUTIN для женской обуви в США. Знак, основанный на красном цвете подошвы обуви, был временно лишен защиты из - за отсутствия отличительности.

Однако заявителю удалось убедить российские власти в том, что он не стремится монополизировать красный цвет по отношению к обуви в целом - скорее, он намерен защитить уникальный дизайн подошвы обуви, который стал довольно известным и легко узнаваемым потребителями во всем мире.

Наиболее типичными торговыми объектами, имеющими право на охрану товарного знака и промышленного образца одновременно, являются формы изделий и их тара. Это общее требование для обоих прав, чтобы форма была нефункциональной. В рамках системы товарных знаков только две категории юридических лиц имеют право на владение товарными знаками: юридические лица или физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это противоречит системе промышленного образца, в соответствии с которой круг возможных заявителей включает авторов, работодателей и автор или работодатель. Патентная система предусматривает неограниченное количество обозначений в заявке. Новизна товарных знаков устанавливается путем сравнения их с ранее зарегистрированными или применяемыми в России товарными знаками третьих лиц, а также с ранее расположенными по соседству объектами, пользующимися защитой в России (например, торговыми наименованиями, образцами или коммерческими обозначениями). Это требование соответствует местному критерию новизны Что касается промышленных образцов, то для установления степени новизны ведомство по патентам и товарным знакам проводит поиск имеющейся информации до даты приоритета, соответствующей всемирному критерию новизны. Сфера охраны товарных знаков определяется статьей 1484 ГК РФ, которая предусматривает, что охрана товарных знаков распространяется не только на знак и перечень товаров, указанных в свидетельстве о регистрации товарного знака, но и на аналогичные вывески и товары. Наиболее проблемным вопросом является установление степени сходства марок и товаров. Хотя российское законодательство о товарных знаках предусматривает определенные критерии сходства, все они предполагают субъективный подход к сходству, что может привести к противоречивым решениям, особенно учитывая, что в России нет общего права. Российская система товарных знаков устанавливает особый режим для известных марок. В частности, охрана, предоставляемая таким знакам, распространяется на несхожие товары при условии, что использование третьей стороной идентичного или похожего знака способно ввести в заблуждение потребителей. Объем охраны промышленного образца определяется совокупностью существенных признаков. Конструкция считается использованной, если в якобы нарушающей статью воспроизводятся все ее существенные признаки или их сочетание, чтобы создать такое же общее впечатление на информированного потребителя, как и при создании оригинальной конструкции. По российскому законодательству товарный знак становится уязвимый к аннулированию за неиспользование через три года после регистрации. Знак считается использованным, если он был использован самим правообладателем, его лицензиатом или любым другим лицом, находящимся под контролем правообладателей. Таким образом, использование товарного знака является обязательным и неиспользование может привести к досрочному прекращению. Правовая охрана, предоставляемая регистрацией промышленного образца, не может быть прекращена досрочно по причине неиспользования. Однако, если промышленный образец не используется или используется в недостаточной степени патентообладателем в течение четырех лет с даты выдачи, любая сторона, которой было отказано в выдаче лицензии на промышленный образец, может подать иск о выдаче обязательной простой (неисключительной) лицензии. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации регистрация товарного знака остается в силе в течение десяти лет со дня подачи заявки охрана может быть продлена на неограниченное количество 10-летних периодов при условии уплаты пошлин за продление. Промышленные образцы действительны в течение пяти лет с даты подачи и могут быть продлены четыре раза (т. е. до двадцати пяти лет в общей сложности) Владелец промышленного образца должен также выплачивать ежегодные взносы для сохранения патента. Что касается товарных знаков, то российское законодательство не устанавливает никаких прав на их использование. Права на товарные знаки обычно возникают в результате регистрации, хотя известные знаки могут пользоваться защитой без предварительной регистрации. В отличие от этого, система промышленного образца позволяет любому физическому или юридическому лицу, добросовестно использовавшему то или иное решение в России до даты приоритета заявки третьей стороны, зарегистрировать идентичный промышленный образец для осуществления такого использования бесплатно при условии, что сфера такого использования не расширена. Полная или частичная уступка прав возможна в случае товарных знаков. Главное требование заключается в том, чтобы присвоение не приводило к путанице в умах общественности. Например, частичная уступка не допускается, если остающиеся товары аналогичны тем, на которые распространяется знак цессионария.

Авторские права личные неимущественные права, которые тесно связаны с физическим лицом и не могут быть уступлены.

Таким образом, в отличие от прав на промышленный образец, которые могут быть переданы другому физическому или юридическому лицу, авторские права остаются неизменными до тех пор, пока промышленный образец остается действительным. Торговый костюм может извлечь выгоду из различных форм защиты, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Вопрос о том, какой из них предпочтительнее, должен рассматриваться индивидуально и зависит от конкретных обстоятельств каждого случая. Один и тот же объект (например, этикетка или форма продукта) может пользоваться защитой как товарного знака, так и промышленного образца одновременно, что может привести к столкновению прав на товарный знак и дизайн над одним и тем же объектом. Таких столкновений можно избежать, если выбрать соответствующую и адекватную форму защиты объекта, учитывая его природу и специфику ситуации. Алексей Кратюк окончил Российский государственный институт интеллектуальной собственности Gorodissky Partners 1998. Г-н Кратюк специализируется на получении правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, в частности в России, Содружестве Независимых Государств и странах Балтии. Он также консультирует клиентов по вопросам охраны наименований, зарегистрированных в качестве товарных знаков. Г-н Кратюк является постоянным докладчиком на семинарах и конференциях по ИС в России и за рубежом, а также пишет для зарубежных журналов по ИС. Окончил юридический факультет Российской государственной академии интеллектуальной собственности. В 1999 году присоединился к"Городисским партнерам", а в 2006 году стал партнером. Он возглавляет отдел дизайна фирмы и специализируется на дизайнерском преследовании по широкому спектру отраслей и юрисдикций. Г-н Василец обладает большим опытом и консультирует клиентов по вопросам, связанным с разбирательством в российском ведомстве по патентам и товарным знакам и зарубежных патентных ведомствах, а также по вопросам реализации прав владельцев образцов.